Сегодня у нас интересный стартап с точки зрения оригинального подхода к маркетингу и позиционированию себя на рынке. Мы пойдем по пути не самого привычного анализа области/сектора. Мы рассказываем не столько про успех самой компании, сколько общего положения предлагаемой технологии.
Облачное ИИ? Мы не можем докопаться до архитектуры их ПО, но можем рассказать, почему облачные нейросети набирают популярность и выглядят как высокодоходное предприятие наравне с торговлей/производством оружия. Никакого экономического анализа роста этого направления — сегодня мы про технологии, а не бизнес.
В этот раз перед нами лучшие из сторонников «дифференцирования», отделения от конкурентов на рынке.
Пока другие технологии камер «окружения» говорят об универсальности продукта, «качестве» детекции — ребята пошли дальше и использовали:
- Новейшую технологию фотонного чипа.
- Пообещали характеристики радиолокатора FMCW.
- Новые лазеры Lidar — простые и неприхотливые в производстве.
Пока компании, по всем канонам разделения труда и капитализма, делегируют разработку технологий другим компаниям и занимаются исключительно ИИ — SteerLight пошел дальше и просто обеспечил нужными технологиями себя сам.
Качество за приемлемую цену. Лучше мы подробно разберем каждый из этих «тезисов», которые и составляют костяк этого стартапа — они обеспечивают компанию деньгами.
Технология фотонного чипа
Давненько у нас выходил пост о загадочном чипе, работающем со скоростью света. Пока всякие квантовые суперкомпьютеры, которые определяют вычисления на уровне микрочастиц, мучаются за тысячные доли секунды — наша вычислительная система гоняет самые скоростные в мире частицы. Вопросы к эффективности самого пути фотона вызывает вопросы и сомнения. Но с точки зрения тестов и предварительной оценки технологий — это прорыв. Только наступил апрель, а стартапы уже взялись за применение чипов и попытку вывезти инвестиции на высокотехнологичности.
Буквально два года назад анонсировали AI2001, который предназначен для автомобильных и метавселенных приложений, обеспечивающих терафлопсные операции для создания полностью автономных транспортных средств наряду с технологической основой AI 2.0.
У кремния хорошие оптические свойства по преломлению и отражению лучей, поэтому на небольшой пластинке из этого материала делают “углубления”, которая и формирует архитектурную карту перемещения лучей и впоследствии логики работы процессора.
А уже сегодня ведутся работы по созданию специального чипсета, который позволит вывести оптический интерконнект за пределы кремниевой пластины, а это в перспективе даст возможность как для фотонного соединения между центральным процессором и памятью или GPU, так и для реализации будущих ещё более скоростных версий стандарта PCI Express или его наследника.
Чипсет – это набор микросхем, которые позволяют интегрировать работу процессора с другими комплектующими компьютера. Когда мы устанавливаем обычный процессор Intel или AMD в материнскую плату – мы ориентируемся на чипсет: проверяем насколько хорошо процессор будет взаимодействовать с оперативной памятью, SSD/жестким диском, охлаждением. Фотонный процессор не подает электросигналы, поэтому создать “оптический чипсет”, который бы адекватно отображал впоследствии для комплектующих ток – трудоемкая задача. Оперативная память, охлаждения пока что не работают на фотонных микросхемах.
А PCI Express – особая версия разъема, вторая версия вообще используется как раз для передачи данных в видеокарты. Считается одним из самых быстрых в потребительском сегменте, поэтому выстраивание взаимодействие связи между фотонным ускорителем и подобным разъемом – топ для выстраивания экосистемы под обучение нейронок.
Поэтому, когда мы говорим про стартап, работающий на фотонно-кремниевых чипах — мы говорим про феноменальную скорость. Так, по крайней мере, заявлено на сайте самого стартапа. Подобное внедрение интересно с точки зрения вообще всей экономики машинного обучения и технологий. Посмотрим, как это повлияет на провалившийся проект 2018 года по проектированию беспилотных автомобилей.
Компания создала дочку и самостоятельно разрабатывает чипы. За спиной партнерство с CEA-Leti. В их «регалии» входят новейшие ноу-хау в области фотоники и электроники – чистые помещения площадью 200 и 300 мм площадью более 10 000 м² для прототипирования систем, 10 лет исследований и 10 патентов. Компания решила опередить по технологическому прорыву исследователей MIT, адаптировав свой продукт исключительно под нужды компании, computer vision в сфере беспилотников на дорогах.
Теперь вычисления дешевле и быстрее.
Лазеры Lidar лучше GPS и RADAR
Лазеры LIDAR (обнаружение и определение дальности с помощью света) – технологические системы, использующие лазерное излучение для зондирования окружающей среды и создания трехмерных моделей объектов.
Да, это не просто лазеры, как все думают, а технология скана. Они оперируют когерентным светом, который направляется на целевую область. При встрече с объектом часть излучения рассеивается и возвращается к детектору, который обычно является фотодетектором.
Основной метод измерения расстояний в системах LIDAR – метод времени полета (TOF), который измеряет время, необходимое для прохождения лазерного излучения до объекта и обратно к детектору. Для создания трехмерных моделей окружающей среды лазеры LIDAR устанавливают на подвижные платформы, чтобы провести сканирование лазерного луча в разных направлениях. Подвижными платформами могут быть как машины, так и роботы ассистенты-поводыри для слепых. Да, компания обещает и такую интеграцию.
![](https://the-founder.ru/wp-content/uploads/2024/04/image4-5.png)
Полученные данные подвергаются обработке специализированными алгоритмами для удаления шума, фильтрации и создания трехмерной карты. Таким образом, системы LIDAR являются эффективным инструментом для широкого спектра приложений, включая автономное вождение, картографирование местности, археологические исследования и другие.
Вот только зачастую Lidar требует много денег. Производство и настройка систем требует нормальные лазерные источники, оптические элементы и детекторы, что повышает их стоимость. Интеграция лидарных технологий в различные отрасли требует значительных инвестиций в исследования и разработку.
Высокотехнологичные отрасли, где используются лидарные системы, имеют ограниченный спрос. Они нужны не всем. Дополнительные расходы связаны с использованием высококачественных материалов и сложностями интеграции в существующие технологические решения.
Поэтому компания собрала свою архитектуру Lidar, чтобы наладить процессы на обычном производстве без использования большинства высокотехнологичных процессов, сохранив весь функционал.
Радиолокатор для продвинутых
В мире не так уж и много разных систем радиолокаторов. Система FMCW – опасный зверь в мире нейронок компьютерного зрения, так как он обеспечивает нейронку самыми лучшими данными в реальный момент времени. Принцип работы FMCW (Frequency Modulated Continuous Wave) основан на непрерывном изменении частоты передаваемого радиосигнала во времени. Этот метод используется для измерения расстояний до объектов и определения их скорости.
В процессе работы FMCW передатчик генерирует радиосигнал, у которого частота постоянно изменяется в определенном диапазоне (например, от f1 до f2) за определенный период времени. Этот сигнал направляется на объекты в окружающей среде. Когда сигнал отражается от объектов и возвращается к приемнику, происходит эффект Доплера из-за движения объекта, который изменяет частоту возвращенного сигнала. Изменение частоты отраженного сигнала связано с изменением расстояния до объекта и его скоростью.
Путем анализа разницы между частотой передаваемого сигнала и частотой возвращенного сигнала можно определить расстояние до объекта (на основе времени задержки между передачей и приемом сигнала) и его скорость (на основе изменения частоты сигнала). Этот процесс называется обработкой сигнала FMCW.
Для дальнейшего улучшения точности и надежности измерений обработанные данные могут подвергаться дополнительной обработке, включая фильтрацию шума, коррекцию ошибок и применение алгоритмов машинного обучения для анализа данных и принятия решений.
Благодаря использованию непрерывного изменения частоты сигнала, FMCW способен обнаруживать и отслеживать объекты с высокой разрешающей и пропускной способностью. А это отличная технология для безопасной ориентации роботов или машин.
Как тут задействовано ИИ?
Computer vision позволяет беспилотным транспортным средствам в реальном времени анализировать изображения, получаемые от камер, и делать выводы об окружающей среде. С помощью глубокого обучения (deep learning) и нейронных сетей, системы CV способны распознавать объекты на дороге, такие как другие автомобили, пешеходы, дорожные знаки и светофоры. Эти данные важны для принятия решений о маршруте и безопасности движения.
А системы FMCW и LIDAR (обнаружение и определение дальности с помощью света) дополняют компьютерное зрение, предоставляя точные данные о расстояниях до объектов и их скоростях. FMCW, используя непрерывное изменение частоты радиосигнала, может измерять расстояния до объектов, а также их скорость относительно БПТС. Лазерные системы LIDAR сканируют окружающую среду лазерными лучами и измеряют время задержки возвращенного сигнала для определения расстояний до объектов с высокой точностью. Алгоритмы фьюжна данных (sensor fusion) объединяют информацию от камер, FMCW и LIDAR для создания общей трехмерной модели окружающей среды. Эта модель используется для прогнозирования движения объектов, обнаружения препятствий и принятия решений о безопасности и маневрировании.
Короче говоря, в реальном времени FMCW и LIDAR собирают данные и дают вход нейронке, которая, будучи предобученной на интерпретации сигналов, регулирует скорость автомобиля, поворот руля.
Почему беспилотники только развиваются?
В интернете уже давно ходят мифы о «смерти» беспилотных автомобилей из-за смертельной аварии. ИИ-детектор просто не посчитал пешехода человеком. Вот только статистическая реальность такова, что на число беспилотных автомобилей пришлось в несколько раз смертельных аварий меньше, нежели «пилотных». Основная причина всех ДТП в мире — человеческий фактор. Автопилот не нарушает правил, не отвлекается, не устает и не бывает нетрезвым. Уже это сохранило бы жизнь и здоровье множеству людей. Тем более речь постепенно заходит и про новую систему автомобильного движения V2X.
Правда, реализована она будет лишь впоследствии, когда беспилотников станет так много, что можно будет выделить отдельный поток и правила дорожного движения. После недолгого кризиса в ковидные времена, отрасль начинает расти.
Пандемия COVID-19 повлияла на весь автомобильный сектор, вынудив автопроизводителей сократить выпуск продукции на своих производственных предприятиях. Пандемия также повлияла на деятельность многих OEM-производителей, начиная от производства и заканчивая исследованиями и разработками, и создала краткосрочные сбои, которые задержали развертывание и внедрение беспилотных.
Мы постепенно ждем, когда рынок восстановится, и мы увидим качественные автомобили третьего класса, разработку новых правил дорожного движения и ИИ. Но сегодня мы говорили про стартап, который обеспечил всеми нужными технологиями себя сам.