AI Автоматизация Европа Туризм

Airspace-intelligence: оптимизация авиаперевозок с помощью ИИ для снижения рисков и стоимости перелетов

Airspace-intelligence — компания, которая разработала алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) под названием «Flyways» для анализа данных о полете, таких как расстояние маршрута, высоты, расхода топлива и т.д.

 

 

Штаб-квартира находится в Польше.

 

 

7 декабря 2023 года привлекли 34 миллиона долларов в серии B.

 

 

Идея стартапа

 

 

 

 

Об Airspace-intelligence писали и в Forbes, Washington Post и газете Times

 

 

Мы практически всегда ориентировались не на технические стартапы, но сегодня решили немного по-другому посмотреть на применение ИИ. В данном случае мы говорим об искусственном интеллекте, что проводит воздушную разведку и помогает авиакомпаниям планировать полеты. 

 

 

Разрабатывая аналитические платформы и автоматизированные системы управления воздушным движением, стартап стремится создать интегрированный подход к управлению воздушным пространством. 

 

 

Основная цель платформы Airspace — оптимизация воздушного пространства и распределение нагрузки. 

 

 

Мы понимаем, что далеко не всем нашим читателям известны тонкости работы авиакомпаний, поэтому постарались выразить мысли довольно доступно.

 

 

Стартап занимается разработкой системы автоматизированного управления воздушным движением (ATM). Так как в воздухе невозможно построить трассы и перекрестки и распределить трафик, то этим занимается специально обученный ИИ: оптимизация траекторий полетов, учет погодных условий и т.д. 

 

 

А в сложных ситуациях ИИ выступает как регулировщик, обнаруживающий и разрешающий «конфликты»  перелетов. 

 

 

Как это работает

 

 

 

 

Платформа Airspace-intelligence предлагает комплексный подход оптимизации и в этом его преимущество. 

 

 

AI активно собирает данные из различных источников, таких как радары, спутники, аэропорты, воздушные суда и метеорологические станции. На самом деле, при авиакатастрофах учитывается не только данные из черного ящика при неисправностях, но и косвенные факторы, преодоление которых могло бы спасти экипаж. 

 

 

Допустим, при возгорании одного из двигателей самолет может находиться на оптимальном расстоянии до аварийного авиадрома. Пользуясь этими данными, ИИ может подбирать оптимальные траектории, чтобы минимизировать риски даже в случае серьезных аварий и неисправностей. 

 

 

Системы искусственного интеллекта и аналитические алгоритмы обрабатывают огромные объемы данных в реальном времени. Анализируются паттерны воздушного движения, прогнозируются траектории полетов и оцениваются возможные угрозы или нештатные ситуации.

 

 

Иногда даже операторы не могут грамотно оценить карту маршрутов авиарейсов, что приводит порой к рискованному сближению двух судов или неверному выбору траекторий полета. На основе обработанных данных и аналитики системы AI автоматически принимают решения. Например, оптимизируют маршруты полетов, предупреждают о возможных конфликтах или рекомендуют изменение высоты полета.

 

 

 

 

Существует даже такое понятие как Mid-Air Collision, когда два самолета в результате изменения траектории (популярным примером может служить «Столкновение над Большим каньоном») два борта попадают в аварию. Конечно, сегодня существует практика эшелонирования (подбора разной высоты), но и она со временем окажется неэффективной из-за роста числа полетов. 

 

 

А еще AI обеспечивает надежные системы связи и обмена данными между всеми участниками авиационной деятельности. Это включает в себя обмен информацией между воздушными судами, аэропортами, диспетчерскими службами и регулирующими органами. 

 

 

Перспективы и вектор развития

 

 

Сегодня из-за огромного числа авиарейсов подбор оптимальной траектории зависит от сложной формулы с многочисленными постоянно меняющимися переменными. И хотя после 2020 года из-за Covid-19 количество пассажирских перелетов резко сократилось чуть ли не на 60%, то уже после 22 года мы наблюдаем активный рост числа рейсов и потока пассажиров. 

 

 

Это с учетом общего роста туристического сектора. В первом квартале 2023 года количество международных туристических поездок достигло 235 млн, что соответствует 80% объемов до т. н. «пандемии» коронавируса. Мы можем также рассчитывать на постепенную, неунывающую глобализацию с ростом поставок из тех же стран Азии (Китай, Пакистан, Индия). 

 

 

Хочется подчеркнуть, что число рейсов будет только расти, так как пока что самолет остается самым быстрым способом перевозок пассажиров. И это не говоря о возможном технологическом прорыве и распространения товарных поставок на длинные дистанции.

 

 

Увеличение числа рейсов гарантирует увеличение их стоимости. Так как воздушное пространство попросту ограничено и может вместить конечное число судов в воздухе, а значит со временем спрос может попросту перевесить возможное предложение. 

 

 

Поэтому для практически всех авиакомпаний проблемой становится оптимизация авиарейсов. 

 

 

Нужно учитывать расход топлива (минимизировать), не увеличив риски, подобрать такую высоту и путь для каждого отдельного борта, чтобы запустить в воздушное пространство максимальное количество судов. И это не говоря о повышении уровня комфорта пассажиров через избегание зон турбулентности и участков с плохими погодными условиями. 

 

 

Короче говоря, компаниям приходится в реальном времени рассчитывать уравнения с растущим числом переменных. Все это требует комплексного подхода со стороны ИИ, в частности, Data Science и обработки терабайт информации здесь и сейчас. 

 

 

 

 

Благодаря ИИ компании не просто обеспечивают безопасность, но и буквально уменьшают стоимость затрат на авиаперевозки вплоть до сокращения бюджета на обслуживание самолетов. 

 

 

Добавим, что ИИ может заменить значительную часть персонала в диспетчерских, которые выполняют ту самую функцию расчетов. На один борт приходится около 20 диспетчеров, а в каждом пункте работает не меньше 65. 

 

 

Почему мы считаем, что Data разработки вполне могут уменьшить востребованность диспетчеров? Потому что по большей части их работа связана с аналитикой больших объемов данных. 

 

 

Даже без оценки рынка подобные продукты вызывают интерес, поскольку имеют постоянную клиентскую базу в виде авиакомпаний и явно соответствуют их интересам из-за постепенного роста числа авиаперевозок.

 

 

Также не лишним будет напомнить о том, что статистика крупнейших авиакатастроф мира за 1974-2023 годы показывает: основная причина трагедий в воздухе — человеческий фактор (ошибка экипажа или диспетчера). Фориншурер представляет исследование причин авиакрушений и их хронологию (по состоянию на сентябрь 2023).

 

 

Советы для взвешенных инвестиций

 

 

Если кратко, то это отличный стартап с точки зрения не роста рынка, а наличия потенциальных крупных инвесторов (особенно, в России на фоне санкций и проблем с доступом к иностранному ПО). Проблем с обоснованием подобного Data-сервиса у основателей стартапа точно не будет. 

 

 

Кстати, на этом фоне возможно открытие стартапа на грантовой основе, так как аэрофлот на почти 75% принадлежит государству — РФ заинтересована в сокращении расходов. Кроме того, внедрение подобных технологий может помочь урегулировать часть вопросов, связанных с арендой самолетов и предоставлением запчастей, нового оборудования. Так как некоторые контракты прерываются из-за высоких рисков, образованных после санкций 2022 года. 

 

 

Добавим, что компания по типу Airspace-intelligence не составляет конкуренции для стартапов по типу ZeroAvia или One Air, которые предлагают собственные проекты летательных аппаратов. Воздушное пространство нужно всем, а не только самолетам. 

 

 

В этом смысле у подобного стартапа на российском рынке действительно есть будущее и, судя по раундам, на иностранном рынке в том числе.